- Новости

Новость - С 1 марта сигареты резко подорожают как и вся табачная продукция

Обязательная цифровая маркировка табачных изделий вступает в силу в России с 1 марта 2019 года. Основной целью маркировки, которая ранее проходила в России в форме эксперимента, является повышение прозрачности рынка и снижение доли контрафакта.

В России продажа сигарет с цифровой маркировкой стартовала в апреле 2018 года. Производители наносят на пачку сигарет сгенерированный специальными средствами цифровой код (электронный точечный двухмерный код в формате Data Matrix), с помощью которого прослеживается путь пачки от производителя до потребителя. Таким образом контролирующие госорганы могут получить доступ к сведениям об участниках эксперимента, их продукции, а также к данным о сгенерированных кодах и их передвижениях.

По просьбе участников рынка, внедрение разделено на этапы для более плавного перехода: с 1 марта 2019 года участники оборота регистрируются в системе. С 1 июля все российские табачные фабрики в обязательном порядке переходят на производство сигарет с цифровой маркировкой, а розница начинает передавать информацию о продаже маркированных сигарет в систему. Параллельный оборот сигарет с цифровым кодом и без него допускается в нашей стране до 1 июля 2020 года, после чего продажа розничная продажа немаркированных сигарет будет запрещена, а оптовое звено начинает передавать в систему универсальные электронные документы.

Оператором информационной системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Как пояснил заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов, сейчас в системе зарегистрировано более 2 тыс. 127 участников, в том числе 15 производителей (Japan Tobacco International, Philip Morris International, British American Tobacco, Imperial Tobacco и другие, выпускающие 99% продукции), 29 оптовиков (включая крупнейших дистрибьюторов СНС и Мегаполис, через них реализуется более 88% продукции) и более 2 тыс. организаций розничной торговли (в том числе, крупнейшие сети — X5 Retail Group, Metro C&C, «Лента», «Магнит», «Дикси», подключены более 5 тыс. онлайн-касс). «Система полностью готова к подключению всех участников, выделены технические мощности, обеспечена необходимая безопасность системы», — сказал он.

По мнению производителей, переход на цифровую маркировку сигарет не спровоцирует удорожание табачной продукции для конечного потребителя, поскольку основным фактором, определяющим рост стоимости табачной продукции в рознице, является ежегодное увеличение ставки акциза, который в январе 2019 года был понят на 10%. На этом фоне цена кода не является существенным фактором роста стоимости сигарет, уверены производители.

По данным исследовательского агентства Nielsen, в период с 2015 по 2018 год рынок нелегальных сигарет в России вырос в 8 раз и к концу прошлого года увеличилась до 8,4% рынка. Половину всего объема нелегальных сигарет составляет продукция, произведенная в странах Евразийского экономического союза, в первую очередь в Белоруссии, и продаваемая в России без уплаты российского акциза. Еще четверть нелегального рынка составляет продукция мелких табачных производств, расположенных в России: их доля по итогам 2018 года достигла 2% российского рынка. Доля контрабандных сигарет из стран дальнего зарубежья, по данным экспертов, увеличилась с 0,7 процента до 1,1% российского табачного рынка.

Цифровая маркировка табачных изделий в России вводится с 1 марта, данная мера призвана снизить долю контрафактных изделий.

На первом этапе участники рынка регистрируются в системе, с 1 июля — начинают маркировать товар. Все данные розница начнет передавать в общую базу. Продавать сигареты без цифрового кода разрешено до 1 июля 2020 года, после чего они станут нелегальными.

Подчеркивается, что изменение не приведет к удорожанию табачной продукции. Цены определяются ставкой акциза, которую в 2019 году подняли на 10%, стоимость кода на этом фоне будет слишком несущественной.

Впервые сигареты с цифровой маркировкой начали производиться в апреле 2018 года. В качестве эксперимента на пачки наносится уникальный сгенерированный код, который позволяет проследить путь товара от завода до потребителя.

Цена пачки сигарет с 1 января 2019 года выросла на пять и более рублей. Это произошло из-за роста косвенных налогов в России.

«Акциз на пачку сигарет увеличится на 4,66 рубля. Плюс с 18 до 20 процентов вырастет НДС», — объяснил «Российской газете» член координационного совета по борьбе против табака при Минздраве РФ Виктор Зыков.

Так как табачные компании склонны задирать цены на свою продукцию при каждом удобном случае, курильщикам не следует рассчитывать, что цены повысятся лишь на пять рублей. Будут ли сигареты дорожать в последующем — зависит от договоренностей между странами Евразийского экономического союза, которые обязаны согласовывать принципы своей налоговой политики.

Еще одна плохая новость для курильщиков: под Новый год Верховный суд решил наказывать курильщиков за нанесенный вред соседям. Речь идет о ситуациях, когда дым от сигарет попадает в квартиры жильцов. В таком случае они теперь они имеют право требовать компенсацию морального вреда, нанесенного курящими соседями.

В целом есть все основания бросать курить: недавно Минздрав разработал новый проект антитабачной политики, согласно которому продажа сигарет после 2050 года в России может быть полностью запрещена.