- Новости

Новость - Комплаенс-контроль в организации: что это такое

Большинство санкций, накладываемых на российские хозяйствующие субъекты, обусловлены несоблюдением администрацией либо коллективом буквы закона, положений внутренних актов или принятых этических правил. Избежать их поможет комплаенс-контроль – малоизвестный бизнес-инструмент в России, но достаточно востребованный заграницей.

Комплаенс-контроль — что это такое, где и с какой целью применяется

Комплаенс-контроль в организации — это система мер, направленная на борьбу с нарушениями законодательных норм, игнорированием внутренних регламентов и этических положений в бизнесе как управленцами, так и линейными штатными единицами.

В обязательном порядке комплаенс-контроль осуществляется только в субъектах банковской сферы (Положение Банка России № 242-П, № 06-29/ПЗ). Иные компании и организации делать это не обязаны. Впрочем, отдельные контроллинговые элементы будет полезно внедрить хозяйствующим субъектам:

  • с жестким административным регулированием (функционирующим в энергетической, фармацевтической, телекоммуникационной областях);
  • являющимся дочерними организациями международных корпоративных групп, на чьи операции могут распространяться требования антикоррупционного законодательства Америки и Великобритании;
  • чьи управленцы, контрагенты и производимые товары находятся в черных списках или подпадают под введенные с 2014 г. санкции.

Это позволит идентифицировать, оценить и мониторить комплаенс-риски и регуляторные риски.

Комплаенс-риском считается риск несения потерь (материального, информационного, трудового, специального характера) вследствие игнорирования требований российского законодательства или локальных нормативных актов, а регуляторным – вследствие внешнего воздействия органов надзора.

К подобным рискам относят:

  • финансовые манипуляции;
  • злоупотребления или действия коррупционной направленности на служебном месте;
  • некомпетентные действия сотрудников, обусловленные их неосведомленностью в тех или иных аспектах;
  • рейдерские захваты;
  • вето на проведение операций по счетам;
  • штрафы;
  • наказания должностных лиц;
  • приостановление деятельности;
  • признание экономических операций недействительными;
  • аннулирование лицензии;
  • угроза бизнес-репутации, финансовой стабильности.

Следовательно, комплаенс-контроль — это система, внедряемая с целью:

  • предупреждения мошенничества и оперативного привлечения уличенных в нем к ответственности;
  • борьбы с коррупционерами;
  • поддержания информационной безопасности;
  • функционирования в законодательных рамках;
  • ведения бизнеса согласно этическим нормам;
  • предупреждения мер, принимаемых надзорными органами к правонарушителям.

Комплаенс-контроль и внутрихозяйственный контроль — отличия

При поверхностном рассмотрении создается впечатление, что понятия идентичны. Однако между ними существует весомая разница:

  • внутренний контроль шире комплаенс-контроля;
  • первый служит превентивной мерой, второй осуществляется как до, так и после наступления каких-либо событий;
  • объекты, цели и зоны риска отличаются.
  • Таким образом, делегировать осуществление внутреннего контроля и комплаенс-контроля одним и тем же подразделениям нельзя ввиду существенных различий между ними.

    Варианты внедрения комплаенс-контроля

    Как уже отмечалось, на небанковские организации не распространяется нормативное требование осуществлять комплаенс-контроль в обязательном порядке. То есть, они могут это делать добровольно или не делать вообще. Второе нарушением считаться не будет.

    У администрации хозяйствующего субъекта, решившей внедрить подобную систему мер, есть два варианта действий:

  • централизованный – сформировать новое обособленное подразделение и вменить ему обязанности по осуществлению комплаенс-контроля (целесообразен для крупных участников бизнеса, чья деятельность мониторится интернациональными рейтинговыми агентствами);
  • децентрализованный – распределить эти обязанности между уже функционирующими отделами.
  • Выбор первого пути подразумевает следование таким принципам внедрения эффективной комплаенс системы:

  • предоставление официального статуса отделу комплаенс-контроля;
  • определение его независимости;
  • назначение руководителем специалиста, умеющего контролировать и координировать деятельность этого специфического подразделения;
  • гарантирование открытости и доступности сотрудникам отдела необходимых для работы данных;
  • разработка обособленного бюджета для реализации отделом своих функций.
  • Так, нормативы, регулирующие деятельность подобного отдела, должны четко прописываться и содержать следующую информацию:

    • задачи, функции и обязанности;
    • условия обеспечения самостоятельности;
    • механизмы контактирования с другими подразделениями;
    • право затребовать и использовать необходимые сведения, обязанность иных членов коллектива их предоставлять, ответственность за отказ в содействии и сотрудничестве с отделом;
    • право контролировать выполнение норм и принципов комплаенса;
    • право проводить локальные расследования их нарушений и обращаться для этого к сторонним экспертам;
    • право свободно выражать профессиональное мнение и передавать результаты расследований имеющихся нарушений высшим административным единицам напрямую (в частности, Совету директоров и образованным им комитетам).

    Начальник комплаенс подразделения:

    • может быть членом высшей руководящей структуры хозяйствующего субъекта (в таком случае он не должен управлять его бизнес-структурами);
    • может не занимать высшую руководящую должность (тогда он отчитывается о работе одному из нейтральных управленцев высшего звена, то есть не имеющему обязанностей в конкретной структуре).

    Читайте также:   Сопроводительное письмо в ГИТ по результатам СОУТ: образец

    Специалисты комплаенс-контроля, работающие в отделе, подотчетны своему руководителю и несут пред ним профессиональную ответственность.

    Отдел должен иметь:

    • возможность беспрепятственно сотрудничать с любым лицом, работающим в любом подразделении, где могут возникнуть комплаенс риски;
    • доступ к любой информации, необходимой для осуществления комплаенс мер;
    • право расследовать случаи нарушения комплаенс норм с привлечением экспертов;
    • адекватное ресурсное обеспечение (в частности, квалифицированными и опытными сотрудниками, разбирающимися в тонкостях законодательства и осознающими их влияние на деятельность организации).

    В случае распределения комплаенс обязанностей между уже функционирующими отделами необходимо провести работу в двух направлениях:

  • нормативном (скорректировать нормативы, регулирующие деятельность подразделений, отразив вопросы, касающиеся комплаенс функций);
  • функциональном (не только вменить новые обязанности наподобие мониторинга состояния законодательства и его изменений, но и продумать систему достойных финансовых и других поощрений, обусловленных ростом нагрузки).
  • На практике следующим подразделениям делегируют такой комплаенс функционал:

    • службе пиара – систематический мониторинг СМИ с целью выявления и оперативного предотвращения угрозы бизнес-репутации субъекта;
    • отделу экономической безопасности – детальную проверку контрагента, в том числе на предмет его нахождения в черных списках;
    • юротделу – работу с недобросовестными контрагентами (неплатежеспособными, попавшими под санкции или участвующими в операциях сомнительного характера).

    При этом, нельзя допускать у сотрудников конфликт интересов (между обычными обязанностями подчиненных и их комплаенс функционалом).

    Одной из причин его возникновения может быть корреляция между вознаграждением вынужденного комплаенс-контролера и результатами деятельности того структурного подразделения, в котором он работает.

    У обоих вариантов внедрения комплаенс-системы есть свои преимущества и недостатки.

    1 вариант
    2 вариант

    Плюсы

    Персонализация ответственности (ее вменение конкретному структурному подразделению), обеспечивающая:

    ·         полный охват областей деятельности субъекта, требующих комплаенс-контроля;

    ·         высокое качество реализации поставленных задач ввиду узкой специализации отдела.
    Экономия ресурсов

    Минусы

    Дублирование комплаенс-отделом некоторых функций уже имеющихся подразделений;

    Дополнительные расходы.
    Доп. нагрузка на сотрудников других отделов.

    Как внедрить работающую систему комплаенс-контроля на предприятии

    Для внедрения отдельных элементов комплаенс-контроля или полноценной его системы недостаточно просто выбрать один из выше представленных вариантов.

    Необходимо выполнить следующие действия:

  • Определить имеющиеся риски;
  • Очертить зоны ответственности;
  • Разработать системы показателей комплаенс-контроля и бонусов, коррелирующих между собой;
  • Обеспечить взаимодействие с регуляторами.
  • То есть, для начала следует определиться с реальными и потенциальными комплаенс-рисками. Для этого формируется рабочая группа, прописывается режим ее заседаний и ожидаемые результаты.

    Она должна выявить наиболее уязвимые с точки зрения отклонений от законодательных требований бизнес-процессы. При этом учитываются:

    • коллизии правового регулирования;
    • неоднородность юридической практики;
    • возможность двоякой трактовки законодательных положений регулирующими органами.

    Результат заседаний рабочей группы — ранжированный с учетом вероятности появления и последствий для компании перечень комплаенс-рисков и регулятивных рисков.

    Кроме него, могут быть разработаны такие регламентирующие комплаенс-контроль документы, как:

    • кодекс поведения комплаенс-контролеров;
    • порядок расследования контролерами нарушений комплаенс норм и процедур.

    После выявления самых слабых и рисковых мест компании внутренним распоряжением либо определяются лица, ответственные за осуществление комплаенс-контроля в уже имеющихся отделах, либо создается новый отдел (то есть, на локальном уровне закрепляется один из двух описанных вариантов действия администрации).

    После этого (или параллельно с этим) разрабатывается система бонусов и вознаграждений.

    Обычно выплату бонусов комплаенс-контролерам увязывают с отсутствием каких-либо нарушений по итогам внешних (контролирующими органами) и /или внутренних проверок. В случае их выявления размер премиальных выплат может быть пропорционально снижен.

    Для того, чтобы комплаенс-контролеры повышали свою квалификацию и могли достойно выполнять возложенные на них обязанности, они должны беспрепятственно контактировать с госорганами и инстанциями – к примеру, иметь возможность принимать оперативное участие в организуемых ими рабочих группах и круглых столах.

    Таким образом, внедрение комплаенс-контроль-системы или ее отдельных составляющих требует от администрации хозяйствующего субъекта особого подхода и кропотливой работы над этим вопросом, но его результатом становится предупреждение серьезных материальных и иных потерь.

    Материалы по теме

    Понятие безопасных условий труда
    До 4-х процентов мирового валового продукта теряется из-за частых случаев травматизма на производстве и техногенных аварий. На постсоветском пространс…

    Что такое электронная B2B торговая площадка
    Давно ушли в прошлое времена, когда предприятиям, организациям и трейдерам требовалось обрывать телефоны, отправлять корреспонденцию, получать телегра…

    Прием беременной женщины на работу
    Учитывая, что действующее российское трудовое законодательство предполагает большой объем дополнительных гарантий сотрудницам и соискательницам, наход…

    Подоходный налог с зарплаты — НДФЛ в 2019
    Законодательство обязывает нанимателя удерживать и уплачивать подоходный налог с зарплаты (или НДФЛ) своих сотрудников. Для того, чтобы правильно это …